ПОДГОТОВКА ДОКЛАДА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН ОБ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ КОНВЕНЦИИ О ДОСТУПЕ К ИНФОРМАЦИИ, УЧАСТИИ ОБЩЕСТВЕННОСТИ В ПРИНЯТИИ РЕШЕНИЙ И ДОСТУПЕ К ПРВОСУДИЮ ПО ВОПРОСАМ, КАСАЮЩИМСЯ К ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
Объект исследования – обеспечение доступа к информации, участие общественности в принятии решений и доступа к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды за период 2011-2013 годы.
Цель работы – подготовка Доклада Республики Казахстан за период с 2011 по 2013 годы по выполнению Орхусской Конвенции о доступе к информации, участии общественности в принятии решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды в Республике Казахстан.
В процессе исследования выполнен сбор и анализ существующей информации о мерах, принятых в целях осуществления положений Конвенции, и об их эффективности с точки зрения достижения целей Конвенции, исходной информации в соответствии с рекомендациями Комитета по вопросам соблюдения в отношении соблюдения обязательств Казахстаном /Третье Совещание Сторон Конвенции, 29 июня – 1 июля 2011 года, г. Кишинев.
Орхусская конвенция о доступе к информации, участии общественности в принятии решений и доступе к правосудию по вопросам касающимся окружающей среды была подписана 38 странами 25 июня 1998 г. на 4-ой Конференции министров окружающей среды европейских стран в рамках Процесса «Окружающая среда для Европы» в г. Орхус (Дания). Конвенция вступила в силу 30 октября 2001 года.
По состоянию на 2 апреля 2013 года Конвенция насчитывала 46 стран-участниц и Европейский Союз, 32 Стороны Протокола о регистрах выбросов и переноса загрязнителей (РВПЗ) и 27 Сторон поправки к Орхусской конвенции (ОК) об участии общественности в принятии решений в отношении преднамеренного высвобождения в окружающую среду и размещение на рынок генетически модифицированных организмов (ГМО). Протокол РВПЗ вступил в силу 8 октября 2009 года. Поправка к Конвенции пока не вступила в силу. Основным органом конвенции, регулирующим ее реализацию, является Совещание Сторон (СС), включающая все государства–участники ОК.
В Казахстане Орхусская конвенция ратифицирована Законом Республики Казахстан от 23 октября 2000 года № 92-II «О ратификации Конвенции о доступе к информации, участию общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды».
Основная цель Конвенции - содействие защите прав каждого человека нынешнего и будущих поколений жить в окружающей среде, благоприятной для его здоровья и благосостояния. Каждая Сторона гарантирует право на доступ к информации, на участие общественности в процессе принятия решений и на доступ к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды.
Основные обязательства сторон Конвенции:
- принимать необходимые законодательные, регламентирующие и другие меры для создания структуры осуществления Конвенции;
- стремиться к тому, чтобы государственные органы оказывали общественности помощь и обеспечивали ей ориентацию в получении доступа к информации, в облегчении ее участия в процессе принятия решений и в получении доступа к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды;
- способствовать экологическому просвещению и повышению уровня информированности общественности; признавать и поддерживать природоохранные НПО в рамках правовой системы; способствовать осуществлению принципов Конвенции на международной арене;
- обеспечивать, чтобы лица, осуществляющие свои права в соответствии с положениями настоящей Конвенции, не подвергались за свою деятельность наказанию, преследованиям или притеснениям в любой форме.
Национальные доклады по осуществлению Орхусской Конвенции, подготовленные на одном из официальных языков ООН, готовятся раз в три года и должны быть предоставлены в Секретариат как минимум за 180 дней до начала Встречи Сторон. Таким образом, последний срок подачи докладов за настоящий отчетный период - начало декабря 2013 года.
По договору с МООС отчет готовился компанией «ЭКОСЕРВИС-С».
В процессе работ, согласно технического задания, собраны и проанализированы все решения совещаний сторон Орхусской конвенции, выявлены актуальные для Казахстана решения и документы, важные для подготовки национального отчета. Оригинальные тексты решений и технических документов взяты с сайта ЕЭК ООН раздел Орхусской конвенции (http://www.unece.org/env/pp/welcome.html). Проведен полный анализ всех решений. Выделены решения актуальные и не актуальные для Казахстана.
На 4 сессии совещания сторон Орхусской конвенции была принята Кишиневская декларация «Рио плюс Орхус − 20 лет спустя: пожинать плоды и смотреть вперед». В декларации определены подходы Орхусской конвенции к развитию «зеленой» экономики и системы управления природоохранной деятельностью, а также дальнейшие перспективы развития конвенции.
4 сессия приняла новый формат отчетности, в котором сделан упор на принятие мер в связи с возможными конкретными случаями несоблюдения, что прямо касается Казахстана. В дальнейшем отчеты необходимо предоставлять за 1 год до конференции сторон.
Сессия попросила стороны своевременно вносить взносы. В 2012 году взнос Казахстана в Секретариат Орхусской конвенции составил 20 тыс. долларов.
Сессия попросила стороны подготовить предложения в Стратегический план работы на 2015-2020 годы.
Сессия обязуется провести на своей пятой очередной сессии обзор осуществления мер, предлагаемых в отношении конкретных Сторон, в частности Казахстана.
Казахстаном осуществлены соответствующие меры по изучению при надлежащем участии общественности соответствующего экологического и процедурного законодательства и соответствующих правовых прецедентов в целях определения того, обеспечивает ли оно для судебных и других органов по рассмотрению возможность предоставления адекватных и эффективных средств правовой защиты в ходе судебного рассмотрения. Выполнены Анализ экологического и гражданского процессуального законодательства Республики Казахстан на соответствие требованиям Орхусской Конвенции и Анализ судебных решений за период 2008-2011 г.г. по спорам о доступе к экологической информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды.
Информация и проведенные анализы направлены в Комитет по соблюдению в установленные сроки, принято участие в видеоконференциях заседаний Комитета по соблюдению по рассмотрению вопроса выполнения Казахстаном данного решения.
Национальный доклад РК подготовлен в соответствии со установленными требованиями по отчетности, представленными Секретариатом Орхусской конвенции.
Для подготовки доклада РК были использованы отчетная информация по взаимодействию с общественностью Министерства охраны окружающей среды, материалы Национального Орхусского центра, Государственного фонда экологической информации, в том числе материалы по обсуждению вопросов доступа к информации, участия общественности в принятии решений и доступа к правосудию на различных совещаниях, семинарах и т.д.; данные Министерства сельского хозяйства, Министерства здравоохранения РК, Верховного суда, а также статистические отчеты, находящиеся в открытом доступе.
Процесс подготовки отчета предусматривает участие общественности на национальном уровне, что является чрезвычайно важным аспектом механизма представления отчетности. Для этого первый вариант национального отчета размещен для обсуждения с общественностью на сайте Национального Орхусского центра в июле 2013 г.
Среди актуальных решений наибольшее значение имеют решения о соблюдении Казахстаном своих обязательств по Конвенции: решение III/6c, принятое на третьей сессии Совещания Сторон Конвенции; и решение IV/9с, принятое на четвертой сессии Совещания Сторон Конвенции.
9 октября 2013 г. проведен Круглый стол, основной темой которого стало обсуждение предварительного проекта Национального доклада. Получены замечания и предложения, которые были учтены при подготовке окончательного варианта доклада.
Кроме того, в национальном отчете отмечены такие важные мероприятия как:
- Стратегическим планом МООС РК в 2015 году предусмотрено присоединение к Протоколу о регистрах выбросов и переноса загрязнителей к Орхусской конвенции;
- приказом Министра охраны окружающей среды Республики Казахстан утверждена Концепция и план по реализации Орхусской конвенции на 2011– 2014 годы, подготовлен проект Концепции на 2013-2016 годы;
- при поддержке МООС организовано 10 региональных Орхусских центров;
- в новый проект Реестра государственных услуг включена услуга «Предоставление экологической информации»;
- проведено обсуждение с общественностью Концепции перехода к «Зеленой экономике», утвержденной Указом Президента РК;
в рамках выполнения Орхусской конвенции организованы бесплатные для НПО курсы повышения квалификации в области охраны окружающей среды, где прошли обучение около 100 представителей НПО и СМИ;
- на веб-сайте МООС размещаются протоколы по общественным слушаниям (34 общественных слушаний по проектам хозяйственной деятельности; обсуждения планов природоохранных мероприятий – 70 в 2013 г.);
- Верховным Судом регулярно проводятся республиканские и региональные конференции, круглые столы, семинары, тренинги о применении в судебной практике норм международных соглашений, в том числе положений Орхусской конвенции;
- в местных судах и Верховном Суде применяется специализация судей по рассмотрению экологических споров, изучается и обобщается судебная практика по искам общественности;
- подготовка и обсуждение новой редакции нормативного постановления Верховного Суда «О практике применения судами законодательства по спорам в сфере окружающей среды»;
- принят новый Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республик Казахстан по вопросам совершенствования системы предоставления гарантированной государством юридической помощи».
28 сентября 2012 года состоялось 38 заседание Комитета по вопросам соблюдения Орхусской конвенции, где в том числе рассматривался вопрос о выполнении Казахстаном Решения 4-ой Конфереции Сторон. Комитет признал, что Казахстан выполнил условия Решения IV/9с о проведении анализа экологического и гражданско-процессуального законодательства на соответствие требованиям Орхусской конвенции и анализ судебных решений по спорам о доступе к экологической информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды. Вместе с тем Комитет призвал Казахстан ускорить работу по внесению соответствующих изменений в законодательство.
В целях выполнения данного Решения Министерством охраны окружающей среды подготовлены предложения в законодательные и подзаконные акты. Следующим шагом на основе проведенных анализов стало утверждение Концепции законопроекта о внесении изменений в законодательство по вопросам Орхусской конвенции, разработка проекта закона РК, разработка Постановления Верховного суда РК. Данная работа ведется в тесном взаимодействии с НПО в рамках межведомственной рабочей группы.
Анализ соответствия вопросов обеспечения доступа к информации, участия общественности в принятии решений, доступа к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды в Республике Казахстан обязательствам по Орхусской Конвенции показывает, что основные правовые нормы предусмотрены в Экологическом Кодексе РК, Кодексе «Об административных нарушениях», Законе «Об обращениях граждан», Гражданском процессуальном кодексе РК. Однако, несмотря на это в течение всего периода присоединения РК к Орхусской Конвенции в стране не принято действенных мер по внедрению требований по ее выполнению в полной мере как предусмотрено Руководством Секретариата.
Необходимо подчеркнуть намерение государственных органов, и, в частности МООС, совершенствовать законодательство путем разработки нового законопроекта, в обсуждении которого принимают участие представители госорганов, НПО, академических кругов и бизнеса.
На основании вышеизложенного рекомендовано:
- принять дальнейшие меры по совершенствованию экологического законодательства в части более доступа общественности к информации, участия общественности в принятии решений и доступа к правосудию по вопросам касающимся окружающей среды;
- усилить контроль за исполнением положений Орхусской конвенции, нормативно- правовых актов РК;
- усилить взаимодействие с Комитетом по соблюдению Орхусской конвенции по своевременному исполнению решений Конференций сторон, а также по обращениям представителей Казахстана в Комитет по соблюдению;
- принимать активное участие в рабочих группах по доступу к информации, доступу к правосудию и др.