ПОДГОТОВКА ДОКЛАДА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН О ВЫПОЛНЕНИИ БАЗЕЛЬСКОЙ КОНВЕНЦИИ О КОНТРОЛЕ ЗА ТРАНСГРАНИЧНОЙ
ПЕРЕВОЗКОЙ ОПАСНЫХ ОТХОДОВ И ИХ УДАЛЕНИЕМ
Объект исследования – контроль за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением по республике за 2012 год.
Цель работы – подготовка Доклада Республики Казахстан за 2012 год по выполнению Базельской Конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением и Обзора по отходам, признаваемыми опасными в Республике Казахстан.
В процессе исследования выполнен сбор, обработка, систематизация и анализ данных об отходах производства и потребления в РК, полученных от ведомств, государственных и других учреждений.
Базельская конвенция о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением была принята 22 марта 1989 года в г. Базель (Швейцария) и вступила в силу 5 мая 1992 г.
По состоянию на 30 июня 2013 года Конвенция насчитывала 180 стран-участниц. Основным органом конвенции, регулирующим ее реализацию, является Конференция Сторон (КС), включающая все государства–участники БК. Организационно-техническую и экспертную поддержку Конвенции осуществляет Секретариат Базельской Конвенции.
Казахстан присоединился к Базельской конвенции 10 февраля 2003 года, когда Президентом Республики Казахстан был подписан Закон № 389-II «О присоединении к Базельской Конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением».
Основная цель Конвенции - обеспечение контроля за трансграничным перемещением опасных отходов.
Основные положения Конвенции: запрет на вывоз и ввоз опасных отходов, предотвращение незаконной торговли отходами, координация действий правительственных организаций, промышленных предприятий, научных учреждений и др., контроль трансграничной перевозки отходов посредством системы письменных уведомлений и разрешений. Конвенция дает странам право отклонять предложения или вводить запрет на импорт опасных отходов для целей захоронения.
Наряду с этим Конвенция обязывает Стороны минимизировать количество отходов, перевозимых через их границы, перерабатывать и ликвидировать отходы как можно ближе к местам их производства, а также предотвращать или сводить к минимуму образование отходов у их источника путем внедрения экологически обоснованных, малоотходных технологий, создания более эффективных методов использования промышленных отходов.
Для осуществления мониторинга выполнения Конвенции ее Сторонами и для предоставления докладов Конференции Сторон на регулярной основе, утвержден механизм предоставления странами-участницами Секретариату Конвенции до конца каждого календарного года доклада за предыдущий календарный год, содержащего информацию о трансграничных перевозках опасных и других отходов, в которых они принимали участие с указанием объемов импортируемых и экспортируемых отходов, их свойств, стран транзита и т.д.; о мерах, принятых ими по реализации требований Конвенции; информацию обо всех инцидентах, имевших место во время трансграничной перевозки и удаления опасных и других отходов, и о мерах, предпринятых для их ликвидации и т.д.
Руководящий документ по совершенствованию национальной отчетности Сторонами Базельской Конвенции выпущен Комитетом по управлению механизмом содействия осуществлению и соблюдению Базельской Конвенции в сентябре 2009 года.
Секретариат обслуживает Конвенцию, оказывая ее Сторонам организационно-техническую и экспертную поддержку (в соответствии с мандатами, сформулированными в Конвенции и в решениях КС) в интересах осуществления Конвенции. Секретариат подотчетен КС. Он функционирует под управлением Программы Организации Объединенных Наций по окружающей среде (ЮНЕП) и базируется в Женеве. С 2012 года действует объединенный (пока временный) секретариат Базельской, Роттердамской и Стокгольмской конвенций.
У Базельской конвенции имеется также 14 региональных и координационных центров в Аргентине, Египте, Индонезии, Исламской Республике Иран, Китае, Нигерии, странах Региональной программы по окружающей среде южной части Тихого океана (Самоа), Российской Федерации, Сальвадоре, Сенегале, Словацкой Республике, Тринидаде и Тобаго, Уругвае и Южной Африке. Эти центры занимаются разработкой и реализацией региональных проектов, обеспечивают подготовку кадров и передачу технологии в целях осуществления Конвенции.
Казахстан, как и другие страны СНГ, относится к Московскому региональному центру.
Национальный отчет РК за 2012 год составлен в соответствии с современными требованиями по отчетности, представленными Секретариатом Базельской конвенции.
Основные публикации по Базельской конвенции выпущены Программой ООН по окружающей среде (ЮНЕП) и региональными центрами.
СОР-11 прошла в Женеве с 28 апреля по 10 мая 2013 года. Все решения конференций сторон проанализированы с выявлением решений актуальных в настоящее время для Казахстана.
Национальная отчетность - одно из основных условий для Сторон Конвенции при выполнении обязательств Базельской Конвенции. Конвенцией был учрежден механизм для Сторон, чтобы информировать друг друга, предусмотренный в статье 13 пункте 3 Базельской Конвенции. Ежегодная информация составляется Сторонами на базе измененного Вопросника «О передаче информации».
По сравнению с докладом по Базельской конвенции за 2010 год в докладе за 2012 год основные изменения коснулись законодательной базы, международных договоров, принятия новых программных документов и данных по получению, экспорту и импорту опасных и иных отходов.
Внесены изменения в соответствии с новой редакцией Экологического кодекса РК, касательно определения отходов производства и потребления.
В целях реализации Стратегического плана развития Казахстана до 2020 года Министерством охраны окружающей среды разработана отраслевая Программа «Жасыл даму» (далее Программа) на 2010-2014 годы, утвержденная Постановлением Правительства РК от 10 сентября 2010 г. № 924.
Программа ориентирована на применение прогрессивного принципа «зеленой экономики», который предусматривает устранение зависимости между использованием ресурсов и экологическими последствиями от экономического роста.
Одним из приоритетных экологических направлений в Программе является переработка отходов производства и потребления. Реализация этих мероприятий позволит увеличить долю переработки отходов к их образованию к 2014 году до 21,9 %.
В данном отчете также наряду с реализацией отраслевой программы Жасыл даму, указаны и другие мероприятия 2012 года.
В перечень нормативных документов по регулированию опасных отходов включены следующие:
- Постановление Правительства Республики Казахстан от 6 марта 2012 года № 291. «Санитарные правила «Санитарно-эпидемиологические требования к сбору, использованию, применению, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению отходов производства и потребления».
- Перечень опасных отходов, ввоз которых на таможенную территорию таможенного союза запрещен, утвержденный Решением ТС №134 от 16.08.2012 "О нормативных правовых актах в области нетарифного регулирования".
- Перечень опасных отходов, ограниченных к перемещению через таможенную границу таможенного союза при ввозе и (или) вывозе, утвержденный Решением ТС №134 от 16.08.2012 "О нормативных правовых актах в области нетарифного регулирования".
В 2011 году введены в действие следующие новые нормы Экологического кодекса:
Усилена норма по программе отходов. В условия природопользования при выдаче разрешения на эмиссии в окружающую среду в части размещения отходов производства и потребления включаются показатели программы управления отходами, отражающие уменьшение объемов отходов и снижающие их вредное воздействие на окружающую среду за период действия разрешения.
Для подготовки отчета РК за 2012 год были использованы отчетная информация по управлению отходами Министерства охраны окружающей среды, в том числе материалы по обсуждению вопросов управления отходами на различных совещаниях, семинарах и т.д.; информация Комитета Таможенного контроля Министерства финансов РК; данные Министерства сельского хозяйства, Министерства здравоохранения РК, а также статистические отчеты, находящиеся в открытом доступе.
Также в процессе подготовки настоящего отчета собраны все решения конференций сторон Базельской конвенции и проведен их анализ с целью определения актуальности для Республики Казахстан. Оригинальные тексты решений и технических документов взяты с сайта Базельской конвенции (www.basel.int). Проведен полный анализ всех решений. Выделены решения актуальные и не актуальные для Казахстана.
Среди актуальных решений наибольшее значение имеют решения о реализации Стратегических рамок для осуществления Базельской конвенции на 2012 – 2021 годы и решения о применении технических руководящих принципов, которые необходимо использовать при совершенствовании законодательства Республики Казахстан и для разработки инструктивно-методических документов по обращению с опасными отходами производства и потребления, особенно при их трансграничном перемещении и удалении. По реализации данных решений составлен План мероприятий с указанием сроков исполнения и ответственных государственных органов.
Анализ соответствия вопросов регулирования обращения с опасными отходами в Республике Казахстан обязательствам по Базельской Конвенции показывает, что основные правовые нормы предусмотрены в Экологическом Кодексе РК. Но, несмотря на это в течение всего периода присоединения РК к Базельской Конвенции в стране не принято действенных мер по внедрению требований по ее выполнению в полной мере как предусмотрено Руководством Секретариата. Правовые нормы требуют приведения в соответствие с Приложениями Конвенции и Руководящим документом Конференции Сторон по совершенствоваю национальной отчетности сторонами Базельской Конвенции.
В целом, существующая практика показывает, что закрепление дополнительного объема работ по выполнению обязательств по природоохранным конвенциям за государственными структурными подразделениями Министерства (Комитетом экологического регулирования и контроля и Департаментом внедрения международных стандартов по охране окружающей среды) не совместимо с текущей деятельностью этих служб из-за их загруженности.
На основании вышеизложенного предложено срочно принять следующие меры:
1. Учитывая политику Секретариатов к синергизму всех трех глобальных конвенций (Базельской, Стокгольмской и Роттердамской), необходимо законодательно определить один специальный орган - по международным конвенциям при одном из РГП. В соответствии с тезисами Руководящего документа Конференции Сторон по совершенствоваю национальной отчетности сторонами Базельской Конвенции необходимо:
- Определить все заинтересованные стороны по трансграничному перемещению опасных отходов и их управлению
- Законодательно определить национальный Выделенный Центр
- Создать технические рабочие группы
- Ввести в действие механизмы обмена информацией
- Заключить меморандум о взаимодействии с другими организациями
2. Необходимо разработать единый национальный план/программу по выполнению обязательств Казахстана по всем трем указанным Конвенциям.
Только постоянно и целенаправленно проводимая государственная политика по выполнению обязательств по международным конвенциям позволит готовить полноценные национальные отчеты.
3. Для обеспечения должного таможенного контроля отходов необходимо решить вопрос об обязательности включения специалиста эколога в штат таможенных служб РК.