Беркинбаев Г.Д., Федоров Г.В., ТОО «Экосервис С»
В настоящее время в Казахстане и в странах СНГ нет завершенного и утвержденного экологического паспорта города. В то же время, ощущается настоятельная потребность в разработке такого документа, так как возникающие экологические проблемы требуют создания инструмента оперативного и эффективного управления природопользованием во всех его аспектах.
Задачу создания экологического паспорта города ТОО «Экосервис С» начало выполнять с 2004 г. при проведении комплексных медико-экологических исследований в г. Усть-Каменогорске, а затем , с 2005 г., в рамках трехлетнего проекта по теме: «Научно-техническое обоснование экологического состояния городов Казахстана с целью разработки экологических паспортов». В результате проведенных работ были определены методологические подходы к разработке экологического паспорта города, разработана концепция, структура, функциональное наполнение, архитектура и технология составления модели экологического паспорта города в качестве нормативно-технического документа для полной и достоверной оценки экологического состояния города и оперативного принятия управленческих решений по улучшению экологических условий и здоровья населения на урбанизированных территориях. Составление экологического паспорта города не отменяет существующую нормативно-законодательную базу, а создает на ее основе систему мер, служащую инструментом оперативного и эффективного управления природопользованием в городе с использованием непрерывного мониторинга окружающей среды и здоровья населения.
Разработка экологического паспорта основана на использовании современных информационных технологий.
В основу составления паспорта легли следующие основные положения:
- Системный подход к оценке экологического состояния и здоровья населения города.
- Концентрация всех видов экологической информации в Центре по сбору и обработке экологических данных с созданием единой информационной системы природопользования.
- Приоритет экологической безопасности при решении вопросов развития территории.
- Обязательность выполнения условий устойчивого развития.
- Формирование единых принципов функционирования экологических и медицинских разделов экологического паспорта.
- Возможность принятия управленческих решений (в т.ч. средне- и долгосрочных программ) по вопросам улучшения экологического состояния и здоровья населения города на основании данных блока поддержки принятия решений.
- Необходимость разграничения доступа к различным типам информации для различных групп пользователей и защиты информации от несанкционированного доступа, пользовательских ошибок и внешних воздействий.
Информационная система служит для упорядоченного сбора и хранения информации по единой методике с использованием современных информационных технологий и для быстрого доступа к полной экологической информации и является единой региональной информационной системой природопользования. Централизация и концентрирование информации ведомств и служб основывается на принципах как добровольного обмена информацией, так и обязательного ее представления и регламентируется с помощью разработки и утверждения «Положения о единой региональной информационной системе природопользования». Такая централизация позволяет исключить возможность дублирования информации, свести к минимуму ее погрешности и неточности, обеспечить методологическое единство и репрезентативность. Первичные экологические данные должны проходить обязательную экспертизу путем проведения контроля анализов (3-5% от общего числа) в арбитражных лабораториях. Ведение баз данных осуществляет региональный информационно-аналитический центр. В связи с этим, экологические данные региональной информационной системы являются приоритетными по отношению к информации из других источников при подготовке и принятии решений в области охраны окружающей природной среды и экологической безопасности для всех органов государственного управления, а также при определении административно-правовых отношений между юридическими и физическими лицами, осуществляемыми органами представительной, исполнительной и судебной власти территории.
Важнейшими источниками информации для составления и ведения паспорта являются результаты мониторинга, в том числе государственного мониторинга природоохранной деятельности предприятий и состояния окружающей среды, результаты научно-исследовательских тематических работ, а также независимого аудита.
Составление и ведение паспорта основывается на следующих принципах:
- Линейно-блокового строения и модульной организации представления информации.
- Обратной связи.
- Иерархии.
- Использования только достоверной и метрологически обеспеченной информации.
- Полноты информации и формулирования проблемности в экологическом состоянии территории.
- Ведения обработки фактографической и картографической информации на официальной единой цифровой картографической основе.
- Обязательности проведения государственного контроля экологических данных, поступающих с предприятий, с помощью независимого непрерывного мониторинга.
- Возможности и необходимости принятия управленческих решений.
Основным назначением экологического паспорта является создание информационной базы первичных экологических данных предприятий и других источников воздействия на окружающую среду, экологичности используемых технологий для проведения сертификации, обязательного экострахования, регулирования налогооблажения и других мер, определения нерешенных экологических проблем и их приоритетности, определение показателей рисков здоровью населения от воздействия негативных экологических факторов и, главным образом, для выработки и принятия оперативных решений по улучшению или недопущению ухудшения состояния окружающей среды и здоровья населения. Ведение паспорта позволяет выявлять источники загрязнения и вводить экономические методы управления, создавать банк данных по природоохранным и ресурсосберегающим технологиям, прогнозировать вероятность аварийных ситуаций, рассчитывать зоны загрязнения. Экологический паспорт позволяет контролировать формы госотчетности для любого уровня управления, а также тома ПДВ, ПДС предприятия, города, оценивать уровень отходов производства и динамики их влияния на окружающую среду и здоровье населения.
Экологический паспорт содержит две составляющие. С одной стороны экологический паспорт представляет собой сводную характеристику природных комплексов, социально-демографической структуры и хозяйства территории с позиций соизмерения их природного и производственного потенциала. Паспорт содержит комплекс данных, отражающих уровень использования промышленными и иными предприятиями природных ресурсов, а также степень воздействия хозяйственной деятельности на территорию. Основой для оценки такого воздействия служат утвержденные нормативы. К паспорту прилагается картографическая информация по всем загрязнителям, а также загрязненным и нарушенным участкам и составляется экологическая карта территории. На основании имеющихся экологических данных приводится заключение об экологической ситуации, т.е. дается экологическая аттестация территории, которая является необходимым условием для организации рационального природопользования. Эти данные представляют собой первую, информативную часть паспорта.
С другой стороны, для целей оперативного воздействия на меняющуюся экологическую ситуацию в паспорте предусмотрена вторая, оперативная часть, включающая блок выработки предложений как обязательных для исполнения, так и рекомендательного характера. Руководством территории определяется порядок выполнения этих предложений и рекомендаций с помощью разработки и утверждения «Положения о ведении экологического паспорта».
Структура паспорта имеет линейно-блоковое строение с выделением шести блоков в информативной части и двух блоков в оперативной. В экологическом паспорте представлена обширная информация по проведенным исследованиям, в основном, в форме таблиц и графиков, отражающих динамику тех или иных характеристик состояния природных сред или заболеваний, с кратким пояснительным текстом. Экологический паспорт города предоставляет возможность провести и количественные оценки интенсивности проходящих техногенных процессов. Достаточно в этом случае обратиться к банкам данных по компонентам подсистемы «Экологически опасные факторы», где приведены объемы выбросов, пылевые и метальные нагрузки на территорию города и другие параметры.
В информационной части экологического паспорта, при характеристике отдельных компонентов подсистем вскрыты их взаимосвязи с другими элементами системы, что позволит в последующем решать целый ряд задач, связанный с выбором экологических приоритетов, оценкой альтернативных сценариев при принятии решений и т.д.
Для подготовки и принятия решений в паспорте предусмотрена оперативная часть. Задача оперативного блока – обобщать данные о состоянии здоровья, моделировать изменения в состоянии здоровья населения в связи с меняющимся качеством окружающей среды, представлять краткосрочный и долговременный прогноз основных направлений возможных патологических состояний, информировать все заинтересованные структуры города, в первую очередь, практическое здравоохранение, о возможных изменениях в состоянии здоровья. Помимо этого, функционирование оперативного блока должны высвечивать все основные проблемы дальнейшего углубления знаний об особенностях формирования здоровья населения в городе. Чтобы данный блок действительно стал инструментом координации профилактической работы, в его основе должен лежать эффективный мониторинг состояния здоровья и качества окружающей среды.
Для ведения экологического паспорта потребуется введение изменений во взаимоотношениях структурных подразделений в части организации предоставления информации и принятия дополнительных нормативных и организационных мер. Наиболее важными их них являются:
- утверждение «Положения о ведении экологического паспорта»;
- организация структуры управления экологическим паспортом;
- утверждение «Положения о единой базе медико-экологических данных»;
- организация информационно-аналитического центра для ведения паспорта.
Экологический паспорт необходим широкому кругу пользователей: руководству города, органам по охране окружающей среды, контролирующим органам, потенциальным инвесторам, акционерам, общественности. Постоянное управление паспортом должно осуществляться акиматами, а постоянное ведение паспорта должно проводиться организациями (или ассоциацией организаций) на тендерной основе.
Введение паспорта в действие осуществляется постадийно по мере осуществления необходимых организационных мер. В настоящее время необходима апробация паспорта на информационно-прогностической стадии. После утверждения и создания необходимой базы для функционирования паспорта он будет действовать как нормативно-технический документ для оперативного и эффективного управления природопользованием, что потребует более высокой организации взаимоотношений природопользователей и органов управления, а также возможной корректировки существующих нормативных и законодательных документов.