Русский English

Разработка экологических паспортов городов Казахстана, 2007

Беркинбаев Г.Д., Федоров Г.В., ТОО «Экосервис С»

В 2006 г. коллективом ТОО «Экосервис С» была продолжена работа по разработке методологических подходов и составлению экологических паспортов городов Северо-Казахстанского региона: Кокшетау, Костаная, Астаны и Караганды.

Городские территории, как урбанизированные природные объекты, характеризуются очень высокой степенью воздействия деятельности человека на состояние окружающей среды  и вызывают  значительные изменения  природных условий. Эти изменения происходят не только на застроенных территориях, но и на территориях, прилегающих к городам. Коренным изменениям подвергаются животный и растительный мир, почвы, воздушный бассейн, поверхностные и подземные воды, рельеф местности и растительность. Глубина и интенсивность преобразования естественных природных условий зависят от масштабов и плотности городской застройки, специализации промышленных предприятий.

В настоящее время по различным территориям накопилось большое количество экологической информации, которая разрозненна и не может быть эффективно использована для решения экологических задач. Успешное решение этих задач возможно только на базе современных технологий,   позволяющих  осуществлять  хранение  и  переработку информации в автоматизированном режиме с применением компьютерных технологий, для чего необходимо создание автоматизированной информационно-прогностической системы экологических моделей. Важнейшими источниками информации являются результаты научно-исследовательских тематических работ, независимого мониторинга природоохранной деятельности предприятий и состояния окружающей среды, а также  аудита.

Весь комплекс перечисленной  информации может быть положен в основу разработки и ведения экологического паспорта территории. Основным назначением экологического паспорта является создание информационной базы  данных  рационального природопользования, сети регулярной отчетной  информации,   формирование и упорядочение первичных экологических данных предприятий, получение информации для определения экологичности используемых технологий с целью дальнейшей сертификации, обязательного экострахования, регулирования налогообложения и др., определения нерешенных экологических проблем и их приоритетности, определение показателей рисков здоровью населения от воздействия негативных экологических факторов и, главным образом, для выработки и принятия оперативных решений по улучшению или недопущению ухудшения состояния окружающей среды и здоровья населения города.

В связи с этим, экологический паспорт содержит первую, информативную часть, из которой любой пользователь может почерпнуть информацию, необходимую для деятельности на своем уровне, и вторую, оперативную часть, которая явится основанием для принятия решения соответствующими органами и осуществления необходимых действий для недопущения нарушений окружающей среды или ее оздоровления.

В настоящее время в Казахстане не существует утвержденных требований к составлению экологического паспорта города. Имеющийся опыт создания экологических паспортов в различных регионах Казахстана и ряда стран СНГ показывает, что экологический паспорт можно рассматривать и как информационно-справочную систему и как  инструмент оперативного реагирования на изменение экологической ситуации. Во втором случае экологический паспорт города должен быть реализован с помощью современных геоинформационных систем (ГИС-систем), включать оперативное пополнение базы данных, моделирование развития экологической ситуации, проводить автоматический выбор вариантов решений. Естественно, такой подход к созданию экологического паспорта города требует применения новых технологий, а составление и ведение экологического паспорта позволит эффективно управлять природопользованием, прогнозировать изменение состояния экологии и здоровья населения и оперативно принимать необходимые меры. Задача экологической политики «обнаруживать и исправлять», должна быть дополнена, а в дальнейшем и вовсе заменена на «предвидеть и предотвращать», а целью должно стать не только недопущение дальнейшего загрязнения среды, но и  восстановление среды и  профилактика загрязнения.

Экологический паспорт, составленный по результатам проведения комплексного исследования состояния экологии и здоровья населения явится важнейшим инструментом контроля за медико-экологической ситуацией в городе. Нужно заметить, что составление паспорта города является необходимым требованием международных экологических программ.

Таким образом, основной целью составления экологического паспорта города является:

  1. создание информационной основы для  принятия управленческих решений по вопросам охраны окружающей среды и улучшения здоровья населения;
  2. представление полной и достоверной информации органам государственного экологического контроля;
  3. информирование населения о состоянии окружающей среды для снятия стрессовых состояний.

Выполняя в 2006 г. второй этап 3-х этапного проекта по разработке экологического паспорта города коллективом ТОО «Экосервис С» в процессе сбора и анализа экологических материалов установлено, что во всех четырех городах (Кокшетау, Астана, Костанай и Караганда) планомерных комплексных исследовательских работ по изучению параметров экологического состояния территории не проводилось. Имеются отдельные исследования, выполненные разными исполнителями. Результаты исследований не увязывались  между собой и с состоянием здоровья населения. Некоторые данные (например, по состоянию загрязнения почвы) проведены в начале 90-х годов и не обновлялись, а данные по радиационной обстановке для городов Кустанай и Кокшетау, исследования по которым проведены также в начале 90-х годов, утрачены.

Таким образом, имеющиеся в настоящее время данные по экологическому состоянию четырех городов характеризуются недостаточно высоким уровнем полноты и  достоверности информации. Опыт составления ТОО «Экосервис С» экологического паспорта г. Усть-Каменогорска свидетельствует о том, что для составления экологического паспорта города необходимо проведение комплексных исследований с осуществлением полевого изучения степени загрязнения всех природных сред (воздух, вода, почва, растительность) с формированием электронной базы современных и достоверных данных на основе ГИС-технологий по экологическому состоянию города.

В результате работ 2006 г. составлены базы данных или информационные части паспортов городов Северо-Казахстанского региона. Работы выполнялись с участием специалистов Центра охраны атмосферного воздуха (г. Петропавловск), Экомузея (г. Караганда) и др.

Расположенные в Северо-Казахстанском регионе города Астана, Караганда, Кустанай, Кокчетав в экологическом отношении имеют значительные различия в промышленной направленности,  истории и статусе города, менталитете населения и т. д. В то же время, эти города имеют целый ряд признаков, которые их объединяют.

В первую очередь обращает на себя внимание то, что во всех  городах не проводятся современные мониторинговые исследования экологического состояния территории городов и здоровья населения и отсутствует центр, отвечающий за сбор, обработку и достоверность всей экологической информации. Достоверность результатов имеет особое значение. Необходимо в Казахстане создать сеть региональных арбитражных лабораторий, аккредитованных на международном уровне,  и нормативно утвердить положение о том, что экологические результаты могут быть приняты, если только 3-5% их будут подтверждены в арбитражной лаборатории. Проведение анализов в существующих аккредитованных казахстанских лабораториях не дает гарантии достоверности результатов.

Во всех городах отмечается недостаток пунктов наблюдений (ПНЗ) за загрязнением воздуха (в Астане не хватает 3-4 ПНЗ, а  в  Кокшетау их вообще нет), поэтому уровни загрязнения приземного слоя атмосферы, определяемые индексом загрязнения (ИЗА), не обьективны, так как этот показатель напрямую зависит от количества и положения ПНЗ в городе. ПНЗ не оснащены оборудованием автоматического измерения показателей загрязнения среды и имеют недостаточный перечень определяемых приоритетных химических элементов. Нигде не определяется, например,  бенз(а)пирен, свинец.  Тем не менее, в Караганде за последние 5 лет установлен значительный рост  ИЗА – с 5 до 15.

Практически на всех предприятиях (кроме Кустаная) отсутствуют санитарно-защитные зоны (СЗЗ), а там, где они установлены, нормативы по их оборудованию зелеными насаждениями и их содержанию не выдерживаются, поэтому СЗЗ своей защитной роли не выполняют.

Котельные, являющиеся основным источником загрязнения воздушного бассейна городов, часто используют низкокачественные и  высокосернистые угли (кроме Кустаная, где котельные переведены на газ), что значительно загрязняет приземный слой городской атмосферы.

Население всех городов в полной мере обеспечено питьевой водой удовлетворительного качества. Водоснабжение во всех городах осуществляется практически на 100% из контролируемых источников. В связи с нарастающим уровнем загрязнения прибрежных площадей водохранилищ и загрязнения поверхностных вод, питающих подземные, отмечается тенденция к ухудшению санитарно-гигиенического и бактериологического качества воды. Водоохранные полосы и зоны не везде установлены (имеются в Кустанае), а на имеющихся часто не выполняются условия их содержания.

Во всех городах отмечается высокая степень (от 20 до 80%) изношенности водопроводной и канализационной сети, что приводит к ухудшению качества питьевой воды, подаваемой через водопроводную сеть. Недостаточно развита канализационная сеть и ливневая канализация. Очистные системы канализационных систем не справляются с очисткой канализационных сбросов. Отсутствуют эффективные программы водосбережения, а отсюда большой объем водопотребления, за которым водоочистка не поспевает. Вопросы ресурсосбережения не прорабатываются.

Радиационная обстановка во всех городах не вызывает тревоги, хотя в Кокшетау в связи с использованием для дорог щебня высокорадиоактивных пород гамма-активность на некоторых участках дорог достигает 0,60 мкЗв/ч при естественном фоне 0,15-0,30 мкЗв/ч. В то же время, выявилось несколько помещений с очагами загрязнения парами ртути. В Астане в 7 из 12 обследованных медицинских учреждений выявлено загрязнение парами ртути. В других городах подобных исследований не проводилось.

Особенно нужно отметить, что во всех городах, кроме Астаны, отсутствуют утвержденные Генпланы городов, что приводит к просчетам в архитектурно-планировочных решениях, весьма заметно сказывающихся на формировании экологических условий. Проектирование архитектурных, хозяйственных и производственных объектов производится без учета экологической обстановки, что отмечается даже в Астане.

Во всех городах отмечается неразвитость электрического транспорта, особенно трамвая. Во многих крупных европейских городах широко используется трамвайное сообщение. В наших городах грамотно спроектированная трамвайная сеть с использованием современных трамваев могла бы решить целый ряд экологических, социально-экономических, культурных и других проблем.

Несмотря на то, что общее количество зеленых насаждений в Караганде и Кустанае достигает норматива (10 кв. м на одного жителя), дендрологический состав и качественное состояние растительности во всех городах не отвечает требованиям по защитным свойствам зеленых насаждений от загрязнения воздуха. Не хватает рекреационных зон, ни в одном из городов нет отвечающих современным требованиям водно-зеленых каркасов и не существует (кроме Астаны) грамотно разработанных проектов их создания.

Во всех городах отсутствуют мусороперерабатывающие заводы (проектируется только в Астане), а существующие системы сбора (с отсутствием сортировки) и утилизации твердых бытовых отходов (ТБО) нуждаются в коренной перестройке. На полигонах ТБО отсутствуют аналитические лаборатории и наблюдательные скважины.

Степень заинтересованности населения в улучшении экологического состояния города не высока, о чем говорит устройство стихийных свалок и, что особенно опасно, часто эти свалки создаются на территории водоохранных полос и зон. Отмечается недостаточная информированность населения об экологической ситуации.

В общем, условия проживания населения по комплексу признаков - по качеству водоснабжения, уровню загрязнения воздуха и почв, социально-экономическим и медицинским параметрам, радиационной характеристике территории и шумовым нагрузкам - на основной части городов можно оценить как благоприятные и относительно благоприятные, так как, несмотря на то, что, как правило, предприятия не вынесены за городскую черту и находятся в соседстве с жилыми кварталами, промышленная направленность предприятий (в основном электроэнергетика, обработка, машиностроение) не формирует катастрофических выбросов и сбросов, способных привести к сильному загрязнению сред. В то же время,  в некоторых частях (чаще в центральных) городов  (Караганда, Астана, Кокшетау) отмечаются площади, экологические условия в которых оцениваются как относительно неблагоприятные (по уровню загрязнения воздуха и почв). Необходимо заметить, что в последнее время практически во всех городах отмечается тенденция ухудшения экологических условий, что связано с увеличением количества транспорта и  промышленных предприятий, применение устаревших технологий производства, недостаточным финансированием природоохранных программ, что приводит к повышенному загрязнению природных сред.

Собранные и проанализированные материалы по экологическому состоянию городов Астана, Караганда, Кустанай, Кокчетав позволили создать базу данных и информационную часть экологических паспортов для имеющегося уровня информации.

Для введения в действие и ведения паспорта, обеспечивающего принятие своевременных и адекватных административных решений для улучшения экологических условий и здоровья городского населения, необходим ряд организационных и нормативных мер по проведению мониторинга, организации сбора информации, ее обработке, проведению анализа и подготовки административных решений.

Скачать
Метки: 2007