Русский English

Естественно-научное обоснование создания государственного природного резервата «Бокейорда»

ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОЕ ОБОСНОВАНИЕ СОЗДАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРИРОДНОГО РЕЗЕРВАТА «БОКЕЙОРДА»

Цель работы – подготовка естественно-научного обоснования создания Государственного природного резервата «Бокейорда» для включения уникальных и репрезентативных природных комплексов с учетом оценки состояния социально-экономических условий на исследуемой территории, состояния экологических систем, рисков, угроз сохранению, рекомендуемых границ, площади, функциональных зон и вида режима их охраны и использования.

При разработке обоснования был использован экосистемный метод анализа значимости территории для различных компонентов биоразнообразия, а также ГИС-технологии, что позволило максимально объективно определить  наиболее важные для ценного биоразнообразия участки для включения их в границы резервата и провести  зонирование функциональных участков. 

Полученные результаты. Подготовлено естественно-научное обоснование создания Государственного природного резервата «Бокейорда» с целью включения уникальных и репрезентативных природных комплексов, степных экосистем, мест произрастания редких видов растений и обитания редких и ценных объектов животного мира. Выполнена оценка состояния социально-экономических условий на проектной территории, экологических систем. Исходя из необходимости сохранения уникальных природных комплексов и экосистем, учитывая интересы местного населения, современного состояние землепользования на проектной территории рекомендовано к рассмотрению создание государственного природного резервата «Бокейорда».

Значительная часть естественных степных пространств на Земле находится в Казахстане, которые составляют свыше 120 млн. га. В свою очередь степные экосистемы Казахстана являются местами распространения уникального растительного мира степей, глобально исчезающих видов степной фауны. Степные экосистемы Казахстана являются площадкой для около 2000 видов флоры, включая приблизительно 30 эндемических видов, уникальных флористических составов. В степях Казахстана также водятся глобально исчезающие виды степной фауны, в т.ч. 9 из 24 видов исчезающих млекопитающих, обитающих в стране. Основную угрозу степным экосистемам Казахстана представляет деградация естественной среды, связанная с изменениями в популяции и области распространения копытных видов животных, которые, в сочетании с охотой, практически стерли с лица земли популяцию сайгаков.

Степи являются наименее защищенным типом экосистем в Казахстане, и крайне недостаточно представлены в системе ООПТ. 

В настоящее время система особо охраняемых природных территорий
Западно-Казахстанской области представлена тремя государственными природными заказниками республиканского значения и 7 ООПТ областного значения, суммарная площадь которых составляет 188, 7 тыс. га или 1 % от площади области. Вместе с тем, в области отсутствуют ООПТ со строгим режимом охраны и со статусом юридического лица.

Впервые предложение о создании степной ООПТ в Западно-Казахстанской области впервые были озвучено в декабре 2009 году в г. Алматы на Круглом столе проекта ГЭФ/ПРООН «Сохранение и устойчивое управление степными экосистемами», посвященному перспективам развития степных особо охраняемых природных территорий Казахстана. Данное предложение  включено в отраслевую программу «Жасыл Даму» на 2010-2014 годы, утвержденной постановлением Правительства РК от 10 сентября 2010 года № 914. 

В декабре 2010 года  в г. Уральск  по вопросу создания резервата проектом ПРООН проведен Круглый стол, на котором определены проектные участки для создания ООПТ. В 2011 году в рамках проекта ПРООН для выполнения работ по подготовке ЕНО создания резервата «Бокейорда» привлечена компания – филиал ТОО «ЭКОСЕРВИС-С» г. Астана (контракт от 1 июня 2011 г.  № 2011-054s/a). Сформирована рабочая группа экспертов из числа местных ученых (зоолог, геоботаник, экосистемник, почвовед). Также была проведена полевая экспедиция на проектную территорию, осуществлен сбор материалов по описанию растительности, флоры, почвенного покрова, животного мира, проведена закладка мониторинговых площадок и точек.

Цель создания особо охраняемой природной территории - сохранение места обитания ряда редких и эндемичных видов растений и животных, в том числе уральской популяции сайгаков, а так же целостного сохранения биоразнообразия всего региона.

Организация резервата в местах обитания уральской популяции сайгаков особенно актуально после случая массовой гибели от пастереллеза 12 тысяч особей в мае 2010 года и более 400 особей в мае 2011 года в результате численность популяции сократилась с 39 тыс. до 27 тыс. особей.

Проектная территория расположена на западе Западно-Казахстанской области в пределах территории Жанибекского, Бокейординского, Казталовского районов и состоит из трёх участков. Граница территории на севере проходит по линии от аулов Жаксыбай – Акадыр до автодороги Жанибек – Таловка, далее аулов Борсы – Тегисшил и зимовок Корган – Кайролла, далее через аул Жигер-Аккол до аула Акоба. Потом граница проходит по юго-восточном направлений вдоль канала до аула Куйгенкол, далее через аула Курсай, зимовки Айдекен, Шарбаккыр, а южная и юго-восточная граница проходит по территории Бокейординского района через зимовки Кара, Мак до северной части автодороги Чапаев – Сайхын. Далее по южной части озера Аралсор и по сора Батпак и восточная граница проходит по территории Казталовского района через аулов Саралжын – Нурсай, потом поворачивая северо-западном направлении на аула Караоба и Жаксыбай.

Проектная территория имеет сложный состав землепользователей, для определения рекомендуемых границ резервата в рамках разработки естественно-научного обоснования проведен анализ расположения землепользования на проектной территории.

Общая площадь проектной территории составляет 690,929 тыс.га или около 4,5% территории области.

Разработка проекта ЕНО выполнялась в соответствии с Законами и нормативными актами Республики Казахстан:

  • Земельный кодекс;
  • Закон «Об особо охраняемых природных территориях»
  • Закон «Об охране, воспроизводстве и использовании животного мира»
  • Правила разработки проектов естественнонаучных и технико-экономических обоснований создания или расширения особо охраняемых природных территорий;
  • Правила изъятия (выкупа) земельных участков для создания и расширения особо охраняемых природных территорий из земель всех категорий, сноса, выноса посторонних зданий, сооружений и объектов на особо охраняемых природных территориях, предоставления в аренду земельных участков, зданий и сооружений на особо охраняемых природных территориях для научной, туристской и рекреационной деятельности;
  • Правила отнесения земель к особо охраняемым природным территориям и резервирования земель под эти территории.

Проект естественно-научного обоснования создания  резервата сопровождается картографическим и фотографическим материалом.

Исходя из необходимости сохранения уникальных природных комплексов, учитывая интересы местного населения и перспективы развития сельского хозяйства в данном регионе, в  естественно-научном обосновании рекомендовано рассмотреть два варианта создания особо охраняемой природной территории на проектной территории.

Вариант первый – Государственный природный резерват

Первый вариант предусматривает создание на проектной территории - государственного природного резервата «Бокейорда». Данный вариант спроектирован на основе анализа расположения землепользователей и интегральной карты природоохранной значимости экосистем. Рекомендуемая площадь составляет  380 839 га .

Государственный природный резерват – особо охраняемая природная территория со статусом природоохранного и научного учреждения, включающая наземные и водные экологические системы, предназначенная для охраны, защиты, восстановления и поддержания биологического разнообразия природных комплексов и связанных с ними природных и историко-культурных объектов.

К основной деятельности государственных природных резерватов относятся:

1) сохранение и восстановление биологического и ландшафтного разнообразия, природных экологических систем;

2) обеспечение режима охраны государственного природного резервата;

3) поддержка устойчивого социально-экономического развития территории на основе эколого-экономического принципа использования природных ресурсов;

4) проведение исследований и мониторинга в целях охраны и устойчивого развития территории, а также экологического просвещения и воспитания;

5) регулирование использования территории государственного природного резервата и его охранной зоны в эколого-просветительных, научных, рекреационных, туристских и ограниченных хозяйственных целях.

В соответствии с Законом Республики Казахстан «Об особо охраняемых природных территориях» на территории государственного природного резервата проводится зонирование территории.

Функциональное зонирование является основой планировочной организации территории природного резервата и рассматривается как форма целевой организации территории, отражающей пространственную дифференциацию природоохранных режимов и организуемую в связи с этим службу управления и охраны. Территориальное разграничение разнофункциональных участков резервата обеспечивает выполнение всего комплекса задач государственного природного резервата, совмещающего интересы охраны и восстановления природных комплексы, экологического просвещения и экологического туризма. Функциональное зонирование определяется путем изучения экологических, эколого-просветительских, рекреационных и других особенностей территории. Конкретизация режима для той или иной зоны/подзоны обеспечивает оптимальный уровень антропогенно-рекреационной нагрузки и создает условия для сохранения ландшафтов и объектов природно-заповедного фонда.

В соответствии с Законом Республики Казахстан «Об особо охраняемых природных территориях» в государственных природных резерватах выделяются следующие зоны:

  1. Зона заповедного режима;
  2. Буферная зона.

Вокруг территории резервата в соответствии с природоохранным законодательством устанавливается охранная зона государственного природного резервата. Площадь проектируемой охранной зоны составляет 126 166 га.

Вариант второй - Государственный природный резерват и государственный природный заказник (комплексный)

Данный вариант возник при согласовании предварительных границ резервата с акиматом Западно-Казахстанской области, которым было предложено включить в резерват только южную часть проектной территории, включающую озеро Аралсор и прилегающую территорию. Это связано с тем, что северная и северо-восточная часть проектной территории в границах Борсинского и Жаксыбайского сельских округов Жанибекского района и Кошанкольского и Караобинского сельских округов Казталовского района рассматриваются местной властью как перспективный район для развития мясного животноводства. Акиматами указанных районов планируется предоставить  крупным сельхозформированиям большие площади земельных участков для ведения пастбищного животноводства.

Учитывая это обстоятельство, рекомендуется к рассмотрению второй вариант, предусматривающий создание на проектной территории двух видов ООПТ - государственного природного резервата и  государственного природного заказника (комплексного). В этом варианте резервата площадь составляет 239 242 га, а его охранная зона 81 513 га.

Учитывая сложный состав землепользования в северной части проектной территории рекомендовано здесь создать государственный природный заказник (комплексный) республиканского значения на бессрочной основе. Рекомендуемая площадь государственного комплексного природного заказника составит 299 218 га.

Создание заказника не потребует изъятие земель, так как государственные природные заказники создают на участках земель всех категорий без изъятия их у собственников земельных участков и землепользователей. Собственник земельного участка или землепользователь обязан обеспечивать право ограниченного целевого использования земельного участка, на котором находится государственный природный заказник.

Особенности режима государственных природных заказников определяются паспортом. Государственные природные заказники могут использоваться в научных, эколого-просветительных, туристских, рекреационных и ограниченных хозяйственных целях. Собственники земельных участков и землепользователи вправе осуществлять хозяйственную деятельность в государственных природных заказниках с соблюдением установленных ограничений.

Естественно-научное обоснование разработано на основе анализа результатов исследований местных природных условий, экосистем, флоры и фауны, вопросов их современного состояния и функционирования, оценки влияния на эти процессы человеческой деятельности.