Беркинбаев Г.Д., Федоров Г.В., Бенсман В.А.,
ТОО «Экосервис С», E-mail: ecoservic@mail.ru
В настоящее время в Казахстане и в странах СНГ нет завершенного и утвержденного экологического паспорта города. В то же время, ощущается настоятельная потребность в разработке такого документа, так как возникающие экологические проблемы требуют создания инструмента оперативного и эффективного управления природопользованием во всех его аспектах.
Задачу разработки экологического паспорта города ТОО «Экосервис С» начало выполнять с 2004 г. при проведении комплексных медико-экологических исследований в г. Усть-Каменогорске. В результате проведенных работ были определены методологические подходы к разработке экологического паспорта города, разработана концепция, структура, функциональное наполнение, архитектура и технология составления модели экологического паспорта города в качестве нормативно-технического документа для полной и достоверной оценки экологического состояния города и оперативного принятия управленческих решений по улучшению экологических условий и здоровья населения на урбанизированных территориях. Составление экологического паспорта города не отменяет существующую нормативно-законодательную базу, а создает на ее основе систему мер, служащую инструментом оперативного и эффективного управления природопользованием в городе с использованием непрерывного мониторинга окружающей среды и здоровья населения.
В основу составления паспорта легли следующие основные положения: системный подход к оценке экологического состояния и здоровья населения города, концентрация всех видов экологической информации в Центре по сбору и обработке экологических данных с созданием единой информационной системы природопользования, приоритет экологической безопасности при решении вопросов развития территории.
Информационная система служит для упорядоченного сбора и хранения информации по единой методике с использованием современных информационных технологий и для быстрого доступа к полной экологической информации и является единой региональной информационной системой природопользования.
Важнейшими источниками информации для составления и ведения паспорта являются результаты мониторинга, в том числе государственного мониторинга природоохранной деятельности предприятий и состояния окружающей среды, результаты научно-исследовательских тематических работ, а также независимого аудита.
Составление и ведение паспорта основывается на принципах линейно-блокового строения и модульной организации представления информации, обратной связи, использования только достоверной и метрологически обеспеченной информации, возможности и необходимости принятия управленческих решений.
Структура паспорта имеет линейно-блоковое строение с выделением шести блоков в информативной части и двух блоков в оперативной. Информационная часть служит для сбора информации, оперативная - для обработки данных и поддержки принятия административных решений по улучшению экологического состояния.
Для ведения экологического паспорта потребуется введение изменений во взаимоотношениях структурных подразделений в части организации предоставления информации и принятия дополнительных нормативных и организационных мер.
Экологический паспорт необходим широкому кругу пользователей: руководству города, органам по охране окружающей среды, контролирующим органам, потенциальным инвесторам, акционерам, общественности. Постоянное управление и ведение паспорта должно осуществляться акиматами.