Русский English

Эколого-демографическое обследование сельских территорий Республики Казахстан, 2007

Беркинбаев Г.Д., «Экосервис С»

В 2006 г. проведением обследования Акмолинской, Восточно-Казахстанской, Павлодарской, Жамбылской, Южно-Казахстанской и Карагандинской областей завершен 3-х летний проект по эколого-демографическому обследованию сельских территорий Казахстана с составлением экологических паспортов сельских районов.

Одним из приоритетов в соответствии с Посланием Президента народу Казахстана и стратегическим курсом Правительства Республики Казахстан на 2004-2010 гг. определены проблемы сельских территорий. Указом Президента Республики Казахстан  от 19 июля 2003 года была утверждена  Государственная программа развития сельских территорий Республики Казахстан на 2004-2010 годы, предусматривающая меры, направленные на устойчивый рост производства в аграрном секторе экономики Казахстана, а также увеличение эффективности использования природно-ресурсного потенциала сельских территорий. Одновременно на общем фоне экономического роста усиливается диспропорция в уровне жизни городского и сельского населения. В сельской местности проживает 43,8% населения страны, однако по данным официальной статистики треть населения имеет доход ниже прожиточного минимума. Игнорирование этого факта в дальнейшем будет усиливать дифференциацию населения страны по уровню жизни, негативно сказываться на социально-политической атмосфере общества и имидже страны в целом. Особенности развития аграрного сектора экономики и низкий уровень жизни сельского населения превращаются в серьезную проблему при планировании устойчивого социально-экономического развития страны. Формирование государственных инвестиционных программ и вложение средств на развитие инфраструктуры сельских территорий должны учитывать демографические и миграционные процессы в Республике.

Система реформирования сельского хозяйства Республики Казахстан, осуществляемая в последние годы, требует новых подходов к оценке воздействия сельскохозяйственного производства на природные системы. В рамках организации и создания разнообразных форм хозяйствования, включая крестьянские и фермерские, возникают природоохранные проблемы, решение которых возможно на основе учета ландшафтно-экологических, социально-экономических и эколого-демографических критериев оценки. Последние одновременно являются исходными позициями для решения вопросов потребности того или иного сельского региона в дополнительных дотациях государства.

Достижение позитивных результатов при реализации Государственной программы в условиях современной земельной реформы возможно только на основе разработки научно-обоснованных методологических и методических приемов оптимизации природной среды и рационального природопользования.

 Одним из приоритетных направлений является эколого-демогра­фическое обследование сельских территорий областей Республики Казахстан выполняемое по республиканской бюджетной программе 008 «Проведение наблюдений за состоянием окружающей среды» с составлением экологических паспортов сельских районов. Работы проводились в 2004-06гг. ТОО «Экосервис С» совместно с Институтом географии РК. Выполненные работы нацелены на изучение состояния сельских территорий для принятия мер по их эффективному развитию, позволяющих концентрировать ресурсы в экономически перспективных местах жизнеобитания и обеспечивающих приемлемый уровень доходов сельского населения.

В процессе исследований были проанализированы основные ландшафтно-экологические, социально-экономические и эколого-демографические факторы, определяющие уровень жизнеспособности сельского населения, выявлены депрессивные очаги эколого-демографического напряжения на основе определения степени антропогенной нарушенности ландшафтов и социально-экономических условий, а также  разработаны мероприятия по снижению процессов деградации земель сельскохозяйственного назначения.

Социально-экономический уровень развития и экологическая обстановка в депрессивных сельских районах обусловлены действием факторов, которые можно разделить на три категории: одни вытекают из естественно-географических условий, другие из социально-экономических, третьи из истории антропогенеза и современной экологической ситуации. В формировании неблагоприятных процессов и явлений на территории ряда районов ведущая роль принадлежит ландшафтно-экологическому состоянию земель сельскохозяйственного назначения и социально-экономическим условиям жизнеспособности сельского населения.

Решение проблем депрессивных сельских районов требует разработки на принципиально новой основе критериев оценки, отражающих уровень жизнеспособности сельского населения, который определяется такими показателями как продолжительность жизни, смертность (общая, материнская и младенческая смертность), состояние здоровья сельского населения и др. Исследование закономерностей развития эколого-демографических процессов является основой для решения вопросов их регулирования, управления, предотвращения потоков миграции экологических беженцев и создания принципиально новой схемы расселения сельского населения в Казахстане.

Выполненные  научно-исследовательские работы по проекту основной целью ставили разработку теоретических, методологических и методических подходов к выявлению депрессивности сельских территорий, а также принципов и методов ландшафтно-экологического и эколого-демографического картографирования сложных природных и антропогенно-обусловленных процессов в пределах административных границ области и отдельно взятых административных районов. Выполненные по проекту исследования и полученные результаты подтвердили правильность выбранных методических и методологических подходов к оценке ландшафтно-экологического и эколого-демографического состояния сельских территорий Республики Казахстан. Созданные в процессе исследований по проекту, информационная база данных, состоящая из экологических, социально-демографических показателей сельских территорий и картографическая база данных, включающая серию карт (ландшафтно-экологических, эколого-демографических, социально-экономических) по областям стали основой для создания главного картографического документа – карты эколого-демографического районирования области в масштабе 1:1 000000. Районирование осуществлено в рамках административных границ областей. В качестве основных показателей, характеризующих эколого-демографические процессы рассмотрены: природные - основные виды ландшафтов; экологические - загрязнение атмосферного воздуха, загрязнение источников питьевого водоснабжения, а именно, воды водопроводной, несоответствующей гигиеническим требованиям по микробиологическим показателям, воды водопроводной, несоответствующей гигиеническим требованиям по химическим показателям, воды децентрализованных источников, несоответствующей гигиеническим требованиям по микробиологическим показателям, воды децентрализованных источников, несоответствующей гигиеническим требованиям по химическим показателям, и загрязнение почвогрунтов; демографические - плотность сельского населения; рождаемость населения; смертность населения; младенческая смертность; естественный прирост; интенсивность миграции; виды заболеваемости - вирусный гепатит, острые кишечные инфекции, туберкулез, бруцеллез, новообразования, болезни системы кровообращения, болезни органов дыхания, в том числе природно-очаговые - чума, холера, крымская геморрагическая лихорадка. Показатели определялись по превышению предельно-допустимой концентрации (ПДК) или  среднереспубликанского уровня. Всего рассмотрен 21 показатель. Эколого-демографическое состояние районов определяется формулой, в которой числитель - это природные и экологические показатели, а знаменатель - демографические процессы и заболеваемость.

Оценка системы имеющихся эколого-демографических показателей, сопряженный их анализ со среднереспубликанскими значениями, а также учет уровня предельно допустимых концентраций загрязняющими веществами позволили установить фоновый и депрессивный уровни эколого-демографического состояния сельских территорий.

К депрессивным относятся такие районы, в которых по экономическим, социальным, экологическим и иным причинам перестали действовать основания и стимулы развития. Эти регионы не могут рассчитывать на саморазрешение депрессивной ситуации и требуют для этого чрезвычайной, специальной поддержки извне, со стороны государства. В этом заинтересованы как депрессивный регион, так и государство в целом, потому что точки депрессии рано или поздно становятся центрами политической, социально-экономической и экологической напряженности в стране. Специфика депрессивных территорий в том, что они раньше таковыми не являлись, а их депрессивность определяется относительно других территорий и по сравнению с их собственным прежним состоянием.

В качестве  основных критериев депрессивности региона приняты:

  1.  темпы спада производства;
  2.  снижение уровня жизни населения (низкий доход на душу населения);
  3.  нарастание негативных тенденций в сфере занятости (высокий уровень безработицы);
  4. рост проблем в сфере демографии, экологии, предоставления социальных услуг и пр.

Установление депрессивных очагов в пределах сельских территорий различных агроклиматических зон по системе экологических, социально-экономических и эколого-демографических показателей позволяет адресно предложить комплекс рекомендаций по снижению уровня экологической напряженности и подъему уровня жизнеспособности сельского населения.

Эколого-демографическое районирование областей позволило охарактеризовать каждый административный район по 21 показателю. Степень депрессивности сельских районов определена  по пятиступенчатой градации с определенным числом эколого-демографических показателей: очень низкая (0-3),  низкая  (4-6), средняя (7-9), высокая (10-12), очень высокая (свыше 13). Большая часть районов характеризуется, в основном, тремя степенями депрессивности: высокой, средней и низкой.

Экологические паспорта сельских территорий содержат информацию о ландшафтно-экологи­ческом и эколого-демографическом состоянии административных районов, возможных и реальных видах и формах сельскохозяйственного и сопутствующих им видов воздействия, потенциальных и реальных источниках нарушения ландшафтно-ресурсного потенциала территории, что позволяет контролировать экологическую ситуацию. Последнее представляет необходимое условие для организации сбалансированного землепользования и обеспечивает экологическую безопасность жизнедеятельности сельского населения.

В рамках проекта оценен уровень жизнеспособности сельского населения через систему экологических и социально-экономических показателей. Установлены закономерности развития эколого-демографических процессов сельских территорий, которые дали возможность определить уровень депрессивности по отношению к показателям устойчивого развития, разработанных международными организациями (Йельский центр по экологическому законодательству и политике, ООН, ПРООН, ЮНЕСКО и др.) и сформировать комплекс природоохранных предложений по улучшению уровня жизнеспособности сельского населения.

Скачать
Метки: 2007